«Возвращение домой»: как в Санкт-Петербурге помогают бездомным
- Анастасия Зотова
- 13 нояб. 2015 г.
- 6 мин. чтения
«Почему при слове «бездомный» вы представляете себе вонючего, грязного мужика в метро? Разве бездомный не может выглядеть так?» - возмущается Тамик, любуясь своим нарядом. Он одет в черную кожаную куртку, джинсы и армейские ботинки с высокой платформой. Так одевается молодежь по всей России, и, встретив такого юношу в метро, ни за что не подумаешь, что он живет на улице.
(Сокращенная версия текста размещена на сайте газеты "Новые Известия").
С Тамиком мы познакомились на набережной реки Смоленки в Санкт-Петербурге. Здесь останавливается ночной автобус - социальный проект благотворительной организации «Ночлежка». По вечерам волонтеры разъезжают по улицам на специальном микроавтобусе и раздают желающим горячую еду. Все остановки заранее известны, и задолго до приезда там собирается очередь из желающих поужинать. Их около сотни человек, и это не только бездомные, но и пенсионеры, малоимущие или даже путешествующая автостопом экономная молодежь.
Бездомные оказываются настоящими джентльменами: всех женщин пропускают вперед. На ужин - суп, булочка и бананы. Сегодня волонтеры «Ночлежки» привезли много еды, и желающим достается даже добавка. Кроме горячего ужина, бездомный может получить здесь чистую одежду, медицинскую помощь и консультацию, рассказывает водитель «Ночного автобуса» Игорь Антонов.
Другой похожий проект «Ночлежки» - пункты обогрева. Это отапливаемые палатки, в которых можно переночевать зимой, покушать и пообщаться с врачом. В организации отмечают, что эти проекты не дают умереть от голода и холода тем, кто оказался на улице. Правда, сейчас работа «Ночного автобуса» оказалась под угрозой: закрылось кафе, которое снабжало волонтеров едой. Теперь приходится искать нового партнера, а пока что сотрудники «Ночлежки» готовят пищу, где придется - иногда даже у себя дома.
«Ночлежка»
Офис организации находится во дворах недалеко от центра города. Здесь же расположен приют на более чем 50 человек: он принимают людей, оставшихся без крыши над головой. В приюте любой может прожить от нескольких недель до нескольких месяцев, пока не получит возможности вернуться к нормальной жизни: найти работу, снять или получить квартиру.
Как правило, человек, который обращается в «Ночлежку», столкнулся с проблемами, которые не может решить сам. И это может быть связано не только с жильем, но и, например, с потерей паспорта. Необходимую помощь бездомным оказывают сотрудники службы социального сопровождения организации.
Специалист по социальной работе Елена Кондрахина рассказала, что иногда консультация бывает очень короткой. К примеру, иногороднему легко объяснят, как при потере получить паспорт в Петербурге. Кому-то нужно длительное сопровождение. Ситуация может длиться годами: например, если у человека снесли дом и не предоставили иное жилье.
По словам сотрудников организации, на этом этапе также важно помочь подопечному психологически выйти от уличного состояния. Ему нужно заново привыкать к простым вещам – чистить зубы, стричь ногти. А еще – научиться доверять людям, которые много раз обманывали и предавали.
Иногда волонтеры занимаются уличной работой: по вызову сами приезжают на место, где постоянно находится бездомный, и предлагают ему помощь. Но такая возможность представляется редко - сотрудники и так слишком загружены работой.
«Дом надежды на Горе» и «Спасибо»
Отдельный проект «Ночлежки» - «Дом на полдороги» - занимается реабилитацией людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Как правило, это бывшие подопечные еще одной благотворительной организации – «Дома надежды на Горе».
Первый в России благотворительный центр реабилитации от алкоголизма существует уже около двадцати лет в деревне Перикюля в Ленинградской области. За это время здесь успели помочь примерно шести тысячам человек. Десятки из них были бездомными.
Реабилитация в «Доме надежды на Горе» состоит из двух частей. Первая - месячный курс, который предполагает, что пациенты будут жить в центре. Вторая часть длительностью шесть недель состоит из регулярных встреч, которые должны закрепить результат. В это время бездомные живут в «Ночлежке».
«У нас есть определенная квота на поступление бездомных. Это около пяти человек в месяц (из тридцати)», - рассказала «НИ» директор центра Светлана Мосеева. Особые пациенты поступают в центр как из ночлежки, так и из других центров по всей России. При этом огромной проблемой в случае с бездомными, по словам Мосеевой, является не только потребность именно в бесплатной реабилитации, но и обеспечение дальнейшего сопровождения. Тем не менее, процент выходов из состояния бездомности у подопечных довольно высок. «Процентов десять остаются трезвыми и благополучными», - указала Мосеева.
К слову, «Дом Надежды» существует на частные пожертвования и регулярно находится на грани закрытия из-за отсутствия средств. «В последнее время мы жили на городские субсидии, но сейчас субсидирование резко сократится», - посетовала Светлана Мосеева. Доноры тоже сокращают пожертвования из-за кризиса. Она рассказала, что сотрудники центра приняли решение доработать до конца 2015 года, а по поводу следующего они ничего не могут сказать.
Еще один партнер «Ночлежки» - благотворительный магазин «Спасибо». В Санкт-Петербурге есть несколько пунктов, куда горожане могут сдать ненужную им одежду. Часть вещей раздают нуждающимся. Те, что в отличном состоянии, отправляются в магазины: там их продают по невысоким ценам. В городе четыре таких магазина, и здесь можно приобрести еще и сумки, украшения и всяческие мелочи, вроде блокнотов, чашек, магнитиков и даже чехлов для телефона. Прибыль от торговли направляют на благотворительность.
«Помощь чиновников. БОМЖ-отдел»
«Ночлежка» существует уже 25 лет, и сюда в первую очередь направляется человек, которому нужна помощь. Адрес благотворительной организации дают людям в полиции и даже в государственных органах. Хотя на самом деле заниматься помощью бездомным должны сотрудники отделов социальной помощи людям без определенного места жительства.
Такие отделы есть в каждом районе Санкт-Петербурга. Однако они должны не всем бездомным города, а только тем, кто раньше был здесь прописан. «Со всеми остальными мы работаем, но степень обязательств у меня перед ними меньше», - рассказала специалист отдела по Василеостровскому району Юлия Привезенцева.
По ее словам, с каждым клиентом проблемы нужно решать индивидуально. Например, если у бездомного нет паспорта, то ему первым делом надо восстановить документы. При этом зачастую получение паспорта упирается в пошлину: ведь человеку, живущему на улице, неоткуда взять необходимую сумму (с нынешнего года это 1500 рублей). Иногда, чтобы решить проблему, за клиента платить сам соцработник. Закон не предполагает ситуации, когда у гражданина нет денег.
Если у потенциального клиента есть алкогольная или наркотическая зависимость, то ему предлагают отправиться в лечебницу, которую ласково называют «нарколожкой», или в тот же «Дом надежды на горе». Отсутствие проблем с алкоголем и наличие паспорта – два непременных условия, при которых бездомный может попасть в дом ночного пребывания. Это похоже на приют «Ночлежки», но находиться здесь можно, чаще всего, только ночью. В светлое время суток жильцам этих заведений, если у них нет ограничений по здоровью, предлагается заниматься поисками работы либо решением других насущных проблем.
С другими основополагающими вещами в соцотделах тоже проблема. Накормить, например, могут не всех - талоны на бесплатное питание достаются только жителям района. Помыться - тоже проблема. В соцотделе нет душа, приходиться отправлять людей на станции дезинфекции. Легко здесь только получить чистый комплект одежды.
В некоторых случаях клиентам нужна медицинская помощь, но и с ней не все гладко. Бездомных не везде хотят принимать, с неохотой берут на сестринский уход. Им часто нужна бывает психологическая помощь, но штатного психолога в отделе нет. Да и узнать про свое право получить помощь от государства человеку с улицы непросто: эти услуги практически нигде не рекламируются.
«Билет домой»
У моего нового знакомого Тамика есть квартира, но - в другом городе. Сначала он путешествовал по России, а потом приехал в Санкт-Петербург и остался здесь. На улице. Сейчас становится холодно, и пора бы вернуться домой, но денег уже давно нет, жалуется он.
Для таких, как Тамик, в Петербурге работает группа «Билет домой». Созданная несколькими единомышленниками, она начала работать около семи лет назад. «Если отправить бездомного домой, он перестает быть бездомным», - констатирует один из координаторов сообщества, художник Вадим Драпкин. Они и его соратники помогают людям, которых, например, обокрали в чужом городе.
Обычно такая помощь не требует больших финансовых вложений: билет на поезд стоит несколько тысяч рублей. Однако у больших организаций бюджет, как правило, расписан, и изыскать даже небольшую сумму проблематично. А вот собрать эти деньги через специальные ресурсы при наличии определенных знаний и времени вполне возможно в краткий срок.
В сообществе «Билета домой» активисты публикуют историю человека, объясняя, кому, на что и какая сумма нужна. Когда деньги собраны, совершаются необходимые покупки, а потом в Сети появляется отчет с чеками.
Сейчас активисты группы помогают также закупить лекарства или выплатить пошлину тем, кому нужно восстановить паспорт. С просьбами собрать денег к «Билету домой» обращаются в основном соцработники: напрямую с бездомными активисты не работают. А одно из правил группы - не выдавать деньги на руки клиентам.
К нормальной жизни
Сотрудники благотворительных организаций с трудом могут определить круг своих клиентов. «Ситуации бывают разные. У некоторых людей есть дом, но они там не живут. Некоторые живут в квартире, но она им не принадлежит, и они в любой момент могут оказаться на улице», - перечисляет Елена Кондрахина.
На вопрос о том, как много их подопечных возвращаются к обычной жизни, она уточняет: «А какие критерии нормальной жизни?». Купить квартиру человеку, который был бездомным, практически невозможно, снять квартиру самому тоже очень трудно. Многие остаются в общежитии по месту работы. «Если человек покинул дом ночного пребывания и снял квартиру, он в группе риска. Как только он перестанет быть трудовой единицей, он снова туда вернется», - указывает Юлия Привезенцева.
Причины, по которым люди попадают на улицу, разные. В трудной ситуации оказываются обманом выписанные из квартиры бывшие мужья и жены, пожилые родители, вернувшиеся из мест лишения свободы родственники, оставшиеся без жилья погорельцы. Много проблем возникает с выпускниками детских домов: кто-то так и не получает комнату, кто-то лишается ее из-за мошенников.
Вопреки расхожему мнению, человек далеко не всегда сам виноват в произошедшем. Не зная, как поправить ситуацию, он теряет веру в себя и опускает руки, позволяя уличной жизни поглотить себя. Сотрудники и волонтеры благотворительных организаций, стараясь помочь, обычно следуют простому библейскому правилу: не судить своих подопечных. Неважно, почему человек стал бездомным - важно, чтобы он хотел изменить свою судьбу.
У Тамика это получилось: молодой человек все-таки вернулся к родителям. «Мы ему в дорогу дал теплые вещи, еду, дезодорант», - рассказал водитель «Ночного автобуса» Игорь. Один из подопечных ушел с улицы - и, как надеются в «Ночлежке», навсегда.
Comments