top of page

StopHate! Как в Петербурге активисты подружились с полицией

Санкт-Петербург — настолько культурная столица, что даже правоохранители здесь — милашки и няшечки. Видимо, это в Москве можно избивать ЛГБТ-активистов,и не только их, штурмовать здание, где проходит встреча активистов, жечь флаги, а полиция при этом винтит всех подряд, но только не нападающих. А вот в Питере сотрудники МВД не разгоняют никого, а ЛГБТ даже защищают.


18 сентября в Петербурге стартовал седьмой социокультурный фестиваль «КвирФест», посвященный толерантности в отношении ЛГБТ-сообщества. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов заранее заявил о намерении сорвать мероприятие.


К слову, в прошлом году скандально известный депутат, его помощник-«гееборец» Анатолий Артюх и группа православных активистов во главе с Дмитрием Энтео (которому уже светит двушечка) явились на открытие, облили гостей мероприятия зеленкой и распылили в помещении некий газ, закрыли дверь и успели улизнуть до прибытия полиции.


Но в этом году, несмотря на инсинуации, все прошло спокойно. Я связалась с петербургскими ЛГБТ-активистами, и мне сообщили, что Милонов не приходил. Может быть, сам понял, что уже всех бесит (кроме Путина). Или дело в том, что в Петербурге ЛГБТ-активисты сотрудничают с полицией, и у дружков Милонова реально есть шанс попасть за хулиганку?


Что такое StopHate



На самом деле поведение питерской полиции меня порадовало в мае. Тогда на Марсовом поле состоялся радужный флешмоб. Я была уверена, что будут проблемы, тем более что и туда Милонов обещал явиться. Но к счастью, не было ни Милонова, ни проблем. Тогда я заметила, что полицейские очень здорово взаимодействуют с участниками: защищают их от враждебно настроенных провокаторов.


Оказалось, что у ЛГБТ-активистов есть своя «группа безопасности», которая ведет мониторинг на акции, коммуницирует с правоохранителями и активно пользуется их поддержкой.


Читаем: проект StopHate появился в Питере в начале 2014 года. Как говорится в официальном сообществе «ВКонтакте», группа посвящена «содействию реализации прав ЛГБТ-сообщества». Именно эти ребята являются своеобразной группой безопасности, которая помогает полиции.


Инициативную группу создал ЛГБТ-активист Дмитрий Чижевский, которому осенью 2013 года выстрелили в глаз на акции «Радужное чаепитие». Изначально миссия группы была сформулирована как «противодействие преступлениям ненависти». Пока что участники StopHate занимаются защитой только ЛГБТ, поскольку на них направлено больше всего насилия.


Чем же занимается StopHate?


Со слов участников инициативы, они помогают организаторам акций повышать безопасность на мероприятиях. Один из главных принципов действия группы — ненасилие, как и у московских наблюдателей ОГОН. Однако в отличие от ОГОНа, который только наблюдает за ходом акций, у StopHate множество функций.


Активисты StopHate, конечно, готовы в случае необходимости встать между хулиганами и участниками акции. Но они не самооборона и не дружина. Обеспечивать безопасность публичных акций — вообще-то дело полиции.


Одна из основных задач StopHate, как я поняла, мониторинг. Во-первых, в преддверии акции изучают слухи о возможных провокациях, которые появляются в информационном поле. Во-вторых, ведут полную видеосъемку во время акций. В-третьих, после акций, если случилось что-то неприятное, участники группы ищут в сети материалы, на которых запечатлено нападение.


Вторая важная задача — просвещение. «Мы стараемся распространять среди активистов правовую культуру: что делать, если на вас совершено нападение на почве ненависти, куда обращаться, что делать, если вас задержали», — объяснили мне в StopHate.


«Пока это направление ограничивается попытками распространять среди сообщества базовые знания о мерах безопасности на мероприятиях, в том числе юридической», — рассказали активисты.


Контакт с организаторами. Контакт с полицией


В группе знают практически всех людей, которые организуют массовые акции в Санкт-Петербурге, и с новыми организаторами тоже стараются как можно быстрее наладить отношения.


«Мы подключаемся на стадии подготовки мероприятия, предлагаем свои ресурсы, делимся опытом», — рассказали мне активисты.


Обычно StopHate становится созаявителем мероприятия, это придает ему определенный юридический статус и облегчает контакт с полицией. Активисты со специальными бейджами следят за территорией, где проводится мероприятие, и выявляют провокаторов. Их в Питере, как и в Москве, немного, и лица подобных персонажей известны.


«Если мы видим, что на территории проведения мероприятия находится какой-то человек, которого мы по прошлым мероприятиям знаем как провокатора, мы обращаемся к сотрудникам полиции. В таком случае, как правило, лучше быть заявителем — просьбы рядовых участников зачастую игнорируются», — рассказали активисты.


Кроме того, StopHate помогает модерировать акции.Например, с помощью мегафона сообщает участникам, как покинуть место проведения.


Вот в тот раз, когда я была в мае на акции, можно было поехать по домам с Марсова поля на автобусах, предоставленных организаторами, а можно было пойти до метро организованной группой с сопровождением полиции. Ребята с бейджами это говорили в мегафоны. Кроме того, они же вместе с полицией провожали колонну активистов до метро.


Если, не дай Бог, что-то произошло, то StopHate рассказывает пострадавшим, куда обратиться за помощью. Профессиональную юридическую помощь оказывают «Сеть» и инициативная группа «Выход».


Что в Москве?


Если честно, за этот пост я взялась, чтобы рассказать о столь замечательной инициативе московским активистам. Раньше в Москве была похожая инициатива — десяток ребят, объединившись, приходили на акции той же «Солидарности» и старались защитить активистов от провокаторов.


Но инициатива эта имела ряд серьезных минусов.


Во-первых, не было понятно, как юридически регулируется деятельность группы безопасности (кто они — заявители, участники?) и не прописано четко, что именно они делают. При мне, когда на акцию «Солидарности» пришли десятки НОДовцев, ребята из группы безопасности просто вставали стенкой и защищали их грудью. Благодаря этим действиям удалось предотвратить возможный конфликт, но если бы началась потасовка, приятного было бы мало. На одной из акций представителя так называемой московской группы безопасности при мне задержали, когда он защищал фотографа от участника контракции.


Во-вторых, ноль взаимодействия с полицией. Московские полицейские — гордые: пока им не покажешь, что вон, мол, сейчас человека бить будут, помогите — они сами не обратят на возможную конфликтную ситуацию внимания. Ну так контактированием с полицией тоже должен кто-то заниматься.


В-третьих, организация автобусов — это, конечно, дорого, но очень круто. Кстати, когда акцию ЛГБТ разгоняли радикалы в Киеве, именно отсутствие автобусов в нужном месте в нужное время сыграло им на руку и позволило закидать участников акции дымовыми шашками. В-четвертых, с юридической грамотностью у активистов большие проблемы, и до тех пор, пока у нас не появился Коля Зборошенко, никто обычно никуда жалоб не писал.


А ведь это на самом деле не так сложно: чтобы объяснить гражданским активистам их права, достаточно одного семинара (и распечатать на принтере примеры жалоб). Не так сложно, но работы — непочатый край. Надеюсь, что вскоре придется услышать о действиях подобной инициативы в Москве. Защищать у нас есть кого, не только ЛГБТ.


ОРИГИНАЛ НА "ОТКРЫТОЙ РОССИИ".


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тегов пока нет.
bottom of page