top of page

Мероприятия у Москве в годовщину путча 1991 года

  • Анастасия Зотова
  • 27 авг. 2015 г.
  • 8 мин. чтения

22 августа в Москве прошли несколько акций по случаю победы над ГКЧП в 1991-м году. Первое мероприятие состоялось в субботу утром, его участники прошли шествием по центру столицы и провели митинг на пересечении Нового Арбата и Садового кольца, где установлен памятник защитникам Белого дома. На акции присутствовали Сергей Митрохин, Лев Пономарев, Александр Рыклин, сообщает корреспондент «НИ».

Нынешнюю политическую ситуацию в стране лидер движения «За права человека» Лев Пономарев оценил как реванш сторонников ГКЧП, аудиозапись MOSCOW-LIVE.

Еще одно мероприятие - митинг-концерт движения «Единство Равных» - прошло днем на Лермонтовской площади. Участие в нем принял публицист Игорь Чубайс.


***

«Мы думали, что победили»: что произошло с Россией и россиянами через 24 года после путча (текст написан для украинского издания "Лаборатория правды")

Август 1991 года — знаковое время для России. Попытка ГКЧП захватить власть в СССР и последовавшие за этим массовые протесты в центре Москвы обнажили противоречия между чаяниями Коммунистической партии и стремлением людей к свободе. Тогда демократия одержала победу, и Россия обрела независимость. К чему пришли россияне спустя 24 года, и благодаря кому страна все еще остается на плаву?

В центре российской столицы к полудню 22 августа собрались десятки человек. На пересечении Нового Арбата и Садового Кольца, возле таблички памяти погибших в августе 1991 года, был организован митинг. Под музыку Михаила Глинки, которая была гимном РФ в 90-е годы, был торжественно поднят бело-сине-красный стяг.

«Мы 20 лет думали, что победили, но победили не мы. Победили самые неприятные особенности советского государства: его маразм, дряхлость, его нефтяная зависимость. Победили те самые пороки, которые угробили Советский Союз», — заявил председатель демократической партии «Яблоко» Сергей Митрохин.

С этим согласен член бюро «Солидарности» Александр Рыклин. «Мы должны констатировать, что ГКЧП победило», — сетует он. Но, по словам Рыклина, это вовсе не означает, что россияне должны сдаться. «Наш народ должен будет предпринять огромное количество усилий, чтобы превратиться в достойную политическую нацию. Нашему народу предстоит избавиться от этой власти, полностью демонтировать муляжный режим, воссоздать политические институты», — уверен он.

Участница акции Ирина Калмыкова считает, что проблемы в России оттого, что не было гражданского общества. «Все озлоблены, друг друга ненавидят», — констатирует женщина. Ирина Калмыкова известна в среде гражданских активистов Москвы: она неоднократно принимала участие в протестных акциях, после чего подверглась политическим преследованиям. Сейчас Ирина — фигурантка уголовного дела по недавно появившейся репрессивной статье о неоднократном нарушении правил проведения митинга (212.1 Уголовного Кодекса РФ).

По мнению Ирины Калмыковой, пока не создано гражданского общества, в России не выйдет демократии. «Кто бы ни пришел к власти, они будут развращаться, если мы не будем их контролировать», — справедливо отметила политическая активистка. Потому, уверена она, россияне «отдали власть чекистам» после того, как от них вроде бы отбились.

«ГКЧП проиграла очень стремительно, но народ не сумел удержать победу», — подтверждает Мария Яковлева. Мария — школьная учительница, а в свободное время занимается наблюдением на выборах и является активисткой движения «Белый счетчик», которое предоставляет объективную информацию о количестве людей на российских митингах. По ее мнению, сейчас ситуация в России похожа на начало 90-х, но с тех пор в стране гражданское общество все же начало появляться.

«После распада СССР людям надо было выживать, как-то вписаться в новую систему. Проблем было достаточно, и гражданская активность упала быстро и резко. В этот момент победа была утрачена», — объясняет Мария. Она также уверена, что власть может функционировать нормально, только если ее контролируют.

«К настоящему моменту укоренилась идея, что народ должен следить за властью, чего-то от нее требовать и даже регулярно сменять эту власть. В 90-х общество не готово было эту идею воспринять. В 2012 году мы тоже не были готовы. Сейчас именно благодаря тому, что власти препятствуют гражданской активности, эта активность развивается», — указывает Мария.

Повторит ли Россия судьба СССР?

В возвращение советской власти Мария не верит. «Сейчас уничтожены экономические основания советской власти, поскольку право частной собственности возрождено», — отмечает активистка. В то же время Мария отмечает, что рыночную экономику в России построить все же не удалось, получился псевдорынок: «Взаимосвязь власти и собственности не та, что при рыночной экономике».

«В 90-х годах 85% того, что потреблялось в стране, производилось в Советском Союзе. Продукты были плохого качества, но, тем не менее, были. А сейчас у нас производится 15% от того, что мы потребляем, ситуация диаметрально противоположная», — объясняет Сергей Шаров-Делоне. Сергей — правозащитник, он помогает российским политзаключенным. Например, он был защитником подсудимых по громкому «Болотному делу», которым закончился разгон митинга в Москве 6 мая 2012 года.

По словам Делоне, сейчас ситуация в России даже хуже, чем в 90-е годы. И это не только из-за проблем в экономике, но и из-за критически упавшего уровня населения. «Тогда мы знали, чего хотим. А сейчас население ничего не хочет», — считает Сергей. Он уверен, что Россия стремительно скатывается в пропасть. «Перестают работать государственные структуры. Это то, что мы видели в конце советского строя — любые решения можно принимать, они исполняться не будут», — напоминает правозащитник. «Я немного дам за версию, что страна останется целой — велика вероятность того, что она развалится, как Советский Союз», — указывает Шаров-Делоне.

По его мнению, после развала СССР первые 10 лет страна развивалась в правильном направлении. Но после переломного 2003 года, когда началось «дело ЮКОСа», все изменилось.

С этим согласен другой правозащитник — исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев. «С 1990 по 2000 год, когда руководил страной Борис Ельцин, страна худо-бедно строила демократические институты. Была свобода СМИ: была, например, программа «Куклы». Когда к власти пришел Владимир Путин, свобода СМИ осталась только для вида», — резюмировал он.

По его мнению, сама власть делает шаг за шагом, чтобы себя похоронить. «Например, застраиваются зеленые зоны в Москве. Конечно, народ это возмущает. Появляются десятки групп, которые готовы защищать парки. Но власть не может противодействовать девелоперам, у власти все валится из рук», — констатировал правозащитник.

«Чем раньше власть поймет, что ей надо начинать шаги к мирному уходу, они смогут сохранить себя и страну», — считает Пономарев.

Есть и более оптимистичные прогнозы: сейчас, когда страна заведена в тупик, рождается надежда, что удастся прорваться, полагает сопредседатель движения «Голос» Роман Удот. Гражданский активист Михаил Кирцер уверен, что благодаря протестам, произошедшим в августе 1991 года, россияне получили 24 года передышки: иначе бы «колорадское безумие» началось раньше. Сейчас же есть шанс, что удастся построить цивилизованное государство, убежден он. Прибалтике, Грузии и Украине это удалось, констатирует он. Теперь гражданам России тоже предстоит победить чекистское иго, завершив буржуазную революцию августа 1991 года.

Против войны в Украине

Днем 22 августа в Москве начинается пикет движения «Солидарность». Его участники проводят акции в столице практически каждую неделю: они выступают против войны на Донбассе. Официально тема акции заявлена как протест против «политики Путина в отношении Украины».

«Я против войны с братским народом. Я против того, чтобы наших мальчиков отправляли на войну и привозили обратно в цинковых гробах и хоронили в безымянных могилах. Я против того, чтобы чиновники и верхушка власти, которые организовали войну, вводили санкции против собственного народа и сжигали продукты назло Западу. Я против разжигания ненависти, которое происходит в нашем обществе», — объясняет свою позицию Галина. «Мы хотим, чтобы Россия занималась своими проблемами, которых много. А Украина сама справится со своими. Будет жить светло и радостно. У них впереди — свет в конце тоннеля, а у нас – пропасть», — говорит Егор, который представляется как «профессионально хороший человек».

«Я пришла на этот пикет, потому что моя страна, Россия, напрямую причастна к тому, что происходит на Украине», — рассказала активистка Каринэ Ковхаева. По ее мнению, сейчас непонятно, что творится в головах у россиян. «В авторитарном обществе мы можем сделать выводы, только наблюдая за родственниками и соседями. 86%, поддерживающих Путина — это профанация. Некоторые люди продолжают верить в то, что говорит телевизор. Но часть людей уже начинает что-то понимать», — резюмирует она.

Другая участница пикета, Елена Захарова, откровенно говорит, что именно россияне виноваты в ситуации, которая сохраняется между Украиной и РФ. «Сваливать все на одного Путина бессмысленно, когда народ молчит. Я не снимаю вины и с себя и делаю все, что я, пенсионерка, могу сделать. Я могу стоять здесь и протестовать», — объясняет она. Кстати, Елену ранее неоднократно незаконно задерживали на миротворческих акциях, но она не оставляет мирный протест. «Мне стыдно, что моя страна от моего имени бомбит и убивает украинцев», — признается она. Бомбить и убивать нельзя вообще никого, считает Елена. А осознание того, что страдает именно братский народ, заставляет ее страдать только сильнее.

Впрочем, страданию подвержены далеко не все россияне, уверен Дмитрий Георгиевский. «В голове у людей пусто, желудок заменил голову. Идей нет никаких ни у власти, ни у оппозиции», — сетует он. О существующей безысходности говорит и член «Солидарности» Михаил Кригер (на него, к слову, неоднократно нападали пропутинские «титушки»): «На смену Путину могут прийти такие, что мы еще о Путине будем вспоминать с тоской».

Кригер справедливо напоминает, что во времена смуты к власти приходят далеко не самые честные, а «самые наглые и вероломные, которые могут ударить в спину вчерашним союзникам, перестрелять их в подвалах». Но совесть и ему не позволяет молчать: «Делай, что должно, и будь, что будет. Лучше протестовать против существующего беспредела, чем ворчать на кухне, как в советские годы», — уверен он.

Кстати, Михаил Кригер славится в среде активистов тем, что подолгу беседует со сторонниками действующей власти. После разговора с ним многие из тех, кто отстаивал позицию Путина, начинают задумываться и соглашаются с доводами активиста.

Просветительской работой занимается и другой член «Солидарности» — Александр Эйсман. Он вместе с друзьями на свои деньги издает газету о российской оппозиции, в которой, помимо прочего, рассказывается о том, что такое демократия и для чего она нужна простым гражданам. Вместе со своими соратниками, в числе которых и упомянутая ранее Ирина Калмыкова, он в свободное время бесплатно раздает ее людям на улицах Москвы. «Пытаюсь воспитывать народ», — слегка смущенно объясняет он.

По словам Александра, во время общения с людьми он заметил, что довольно многие россияне поддерживают оппозицию. Другие же поддерживают «воспроизведение образа СССР».

Сам Путин занимается «возвращением к корням» из ностальгии, полагает блоггер Алексей Кондратьев. «Путин — сторонник ГКЧП. Сейчас происходит попытка возврата к тому, что ему кажется раем из его юности и молодости», — пытается он найти объяснение происходящему. Цель российского президента — возврат в 70-е годы (а то и в тридцатые). Только идеология теперь не коммунистическая, а «национал-патриотическая».

В 90-х, вспоминает Алексей, общество двигалось в сторону свободы, демократии, рыночной экономики. Сейчас осталась только экономика, а вот права и свободы в России планомерно уничтожаются.

Сила — в объединении

«В 90-х в России появился шанс на переход от красной диктатуры к демократии, однако шанс этот народ не использовал. Спустя 24 года чекисты фактически взяли реванш, и вместо демократии мы наблюдаем гибридную диктатуру в России», — такого мнения придерживается юрист Алексей Домников, участник движения «Единство равных». На самом деле Алексей, который в качестве адвоката регулярно защищает задержанных активистов — один из основателей данной гражданской инициативы. Однако сам формат движения не предполагает наличия в нем иерархии, а потому Домников скромно представляется как «один из…».

«Виноваты в произошедшем, на мой взгляд, те самые люди, которые ложились под танки в 1991-м, защищая демократию, а потом так безответственно к ней отнеслись», — шокирует он своей откровенностью. Однако сейчас, объясняет Алексей, у России есть шанс спастись от падения в тоталитаризм.

В память об августовских событиях «Единство равных» организовало митинг-концерт, который проходит под пристальным вниманием полиции. Вокруг дежурят автозаки и полицейские в бронежилетах, а каждую минуту происходящего со всех сторон запечатлевают молодые люди в гражданском. Это сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом (в просторечии — Центра «Э»), который в России превратился в центр борьбы с инакомыслием. Акцию почтил своим присутствием один из самых известных «Э-шников» Алексей по прозвищу «Улыбка».

Полицейские прибыли еще до начала концерта и наблюдали, как организаторы готовят декорации на Лермонтовской площади. Собирают из крашеных деревянных реек «противотанковые ежи», строят «баррикады» из мешков с воздушными шарами, раскладывают покрышки — которые, конечно, никто не собирался поджигать. При этом организаторам митинга запретили использовать в ходе акции флаги России со звездами ЕС. Отмечу, что раньше триколор вовсю использовался проправительственными движениями в России, однако теперь его заменили черно-оранжевые (так называемые георгиевские) флаги. Оппозиция вернула себе родное бело-сине-красное знамя после гибели Бориса Немцова, когда десятки тысяч человек прошлись в память о нем по Москве с государственными флагами.

В политических и околополитических кругах периодически поднимают вопрос о том, чтобы поменять триколор на другой символ: например, имперский черно-желто-белый флаг, который активно используют российские националисты. Однако Сергей Митрохин считает достижением, что официальным остается именно этот цветовой символ, который появился еще во времена Петра I.

Императора Петра сложно назвать либералом, однако он был первым правителем, который пытался привить русскому народу европейские ценности. По такому же пути предлагает идти публицист Игорь Чубайс. «Россия должна быть преемницей и продолжательницей тысячелетней России, и развиваться с учетом опыта других стран», — советует он. Эксперт уверен: «Нужно попрощаться с Советским Союзом. Продолжать его традиции — это путь в никуда».


 
 
 

Comments


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

bottom of page