top of page

Дошло до суда первое дело по уголовной статье за неоднократные нарушения на митингах

Потасовкой и задержаниями завершилось вчера первое открытое заседание по делу гражданского активиста Ильдара Дадина (на фото). Он первый россиянин, ставший подсудимым по делу о неоднократных нарушениях на массовых акциях: соответствующая статья, напомним, появилась в Уголовном кодексе год назад. В среду попытка друзей подсудимого поддержать его аплодисментами обернулась для них административными протоколами.

Ильдара Дадина в 2012–2014 году часто можно было заметить на гражданских акциях в поддержку политических заключенных, лекциях и других правозащитных мероприятиях. Полиция активиста тоже успела запомнить: после незаконных задержаний Ильдар, пока его тащили в автозак, каждый раз скрупулезно перечислял правоохранителям статьи закона о полиции, Конституции РФ и Европейской Конвенции, которые они нарушают. По словам самого Дадина, в декабре 2014 года источники в полиции дважды предупреждали активиста, что в отношении него готовится уголовное преследование. Спустя менее чем месяц Дадин стал одним из трех первых обвиняемых по статье о неоднократном нарушении правил проведения на публичных мероприятиях (212.1 УК РФ). В итоге до суда дошло только его дело. В его деле четыре эпизода задержания: 6 и 23 августа, 14 сентября и 5 декабря прошлого года. Ключевым эпизодом дела является несогласованный с властями перформанс 5 декабря 2014 года, когда около десятка активистов вышли на Мясницкую улицу в Москве с плакатами и фаерами в память о третьей годовщине начала протестов после выборов в Госдуму в 2011-м. По словам Дадина, акция проводилась в полном соответствии с 31 статьей Конституции, которая разрешает гражданам мирные собрания, и международным правом. В январе 2015 года Дадина вместе с другими активистами – Марком Гальпериным и Владимиром Ионовым – задержали на Манежной площади. Со слов Дадина, он пытался увести с площади женщин, на которых нападали спортивного вида молодые люди в одинаковых черно-оранжевых шапочках. У полиции на этот счет другое мнение: запись о том, что Дадин «выкрикивал лозунги тематического содержания», из административного протокола позднее перешла в материалы уголовного дела и обвинительное заключение. После двух недель в спецприемнике в ночь на 31 января Дадина отвезли в Замоскворецкий следственный отдел, где старший следователь Сергей Смирнов объявил о заведении дела. Позднее следователем по делу Дадина стала Наталья Потоцкая, а эпизод по 15 января вообще из дела убрали «в связи с отсутствием в деянии состава преступления». На первое открытое заседание активиста пришли поддержать друзья, в том числе правозащитники. Всех слушателей не вместил даже один из самых больших залов Басманного суда. А свидетельницу задержания Дадина в январе, Елену Захарову, приставы вообще в здание суда не пустили: с их слов, у нее были некие запрещенные предметы, но при журналистах проверить женщину еще раз они отказались.


Дело ведет судья Наталия Дударь. Прокурор Рауф Джабраилов, который ранее выступал на процессе против Михаила Ходорковского, медленно и негромко зачитал позицию обвинения. Адвокаты – Ксения Костромина и Алексей Липцер – заявили, что позиция их и их подзащитного неизменная: статья 212.1 противоречит российской Конституции. Костромина подала ходатайство о возврате дела прокурору, поскольку следователь Потоцкая отказала защите в возможности привлечь свидетелей. Дударь требование отклонила, но почему, никто так и не понял: когда судья оглашала постановление, всех слушателей удалили из зала. Уже при слушателях прокурор ходатайствовал о переносе заседания – для обеспечения явки свидетелей обвинения. Их, кстати, насчитывается около десятка, в основном это полицейские, которые задерживали Дадина. Суд ходатайство удовлетворил, и заседание было перенесено на 15 сентября. Напомним, в июле прошлого года Госдума приняла поправки к Уголовному кодексу, согласно которым при неоднократности нарушений на массовых акциях административное дело по новому факту можно переквалифицировать в уголовное. Если человек в течение полугода дважды привлекался по статье 20.2 КоАП, на него можно завести уголовное дело по статье 212.1 УК, которая предусматривает штраф до миллиона рублей, обязательные исправительные и принудительные работы, а также лишение свободы на срок до пяти лет.


Оригинал на "Новых Известиях".


***

Басманный суд — самый нелюбимый в среде активистов. Здесь тщательнее, чем на таможне, осматривают на входе сумки, а отношение приставов к слушателям нельзя назвать вежливым. Сегодня публике, которая появилась в суде, чтобы поддержать Дадина, тоже досталось. Для начала в здание суда не пропустили свидетельницу задержания Елену Захарову. По словам приставов, у нее были некие запрещенные предметы, но при журналистах проверить женщину еще раз они отказались.

На выходе из зала друзья Ильдара, по принятой у активистов традиции, захлопали в ладоши, требуя «Свободы!» Приставы сначала попытались восстановить тишину, но потом стали вытеснять публику из зала суда (ВИДЕО). Первой задержали женщину с короткими светлыми волосами, якобы за то, что она «кричала». Пока на нее составляли протокол за невыполнение требований пристава, остальные слушатели отказались покидать здание суда. В результате их выталкивали силой, причем активистке Вере Лаврешиной, по словам очевидцев, повредили руку. По данным «ОВД-Инфо», был задержан Александр Макаров, причем его задержали грубо: очевидцы передают, что у активиста, уже отпущенного из здания суда, «руки в крови».

Наблюдатель правозащитной Объединенной группы общественного наблюдения (ОГОН) Николай Кретов попытался выяснить у приставов, почему они выдворяют людей из здания, после чего также задержали.

«Когда всех выгоняли, я стоял на втором этаже, и не видел, что происходит на выходе. Когда ко мне подошел пристав, я заявил, что хотел уточнить некоторые вопросы, касающиеся доступности судов. Через некоторое время пришел другой пристав, его фамилия Микаэлян: он приобнял меня и отказался отвечать на мои вопросы. По его словам, я нарушил правила поведения в суде, но не смог сказать, что именно я нарушил, какое незаконное действие совершил. Потом пришел заместитель начальника судебных приставов и потребовал вывести меня силой. Двое сотрудников взяли меня под руки и поволокли по лестнице, но уже на первом этаже передумали нести на улицу и составили протокол», — рассказал Кретов Moscow-Live. По его словам, он написал на самом протоколе, что происходило на самом деле.

Отметим, что ОГОН является инициативой наблюдателей, которые мониторят соблюдение прав человека в судах, отделениях полиции и публичных мероприятиях. Правозащитники ОГОН действуют по принципам ОБСЕ, воздерживаются от ношения какой-либо символики. Им запрещено носить плакаты и скандировать лозунги.


Читайте на "Открытой России".

Читайте на Moscow-Live.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тегов пока нет.
bottom of page