top of page

Экс-омбудсмен Владимир Лукин вступился за московский Центр адаптации детей беженцев, который выгоняю

Сворачиваешь с шумной улицы возле метро Новослободская в неприметную калитку, зажатую между двумя домами — и оказываешься как будто не в деловой, бурлящей Москве, а в совершенно другом городе. Скромный зеленый дворик, аккуратная асфальтированная дорожка и крошечной одноэтажное здание, черная дверь которого ведет в подвал.

Подвал совсем не страшный, наоборот: здесь лежат яркие пластмассовые игрушки, развешаны детские рисунки. А на двери — листок бумаги со смешной рожицей. И надпись: «Московский центр адаптации и обучения детей беженцев». Занятий здесь сейчас нет: летние каникулы. Хотя дети по-прежнему бегают по коридорам и даже заходят на пресс-конференцию, которую сегодня устроили представители центра и правозащитники.



Ольга Николаенко - молодая директор Центра, который работает при комитете «Гражданское содействие» - рассказывает, что это за подвал и чем тут занимаются. По ее словам, множество волонтеров помогает приехавшим из-за границы детям учится в России. С теми, кто ходит в школу, делают домашние задания. Другим дают дополнительные уроки - например, уроженцы Конго помимо русского учат свой родной французский. С детьми, кто пока плохо понимают по-русски, готовят к школе. А тех, кого учебные заведения не принимают, учат сами, вместо школы. Сейчас центр посещают более семидесяти детей из Афганистана, Конго, Украины, Сирии и Узбекистана.




Председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина подчеркивает: лишение детей школы — это негуманно, и правозащитники активно выступают против этой меры. Центр, по ее словам, открылся в 1996 году, после того, как власти Москвы постановили не принимать в школы детей без прописки. В 2000 году защитники прав человекадобились его отмены. В 2007 году вышел подобный приказ уже на федеральном уровне, но потом его уточнили: берут в школы всех детей, просто те, у кого есть прописка — в приоритете. Сейчас, по словам Ганнушкиной, вышел новый приказ — №32 от 2014 года. Согласно документу, без СНИЛС или без страховки детей с 2014 года в школы не берут. Этот приказ правозащитники тоже собираются оспаривать. Сейчас «Гражданским содействием» объявлена акция «Все дети имеют право учиться!». Чтобы принять участие, вам нужно распечатать этот текст и сфотографироваться с ним, а потом выложить в соцсетях с хэштегами #детихотятучиться и #43vs32.







Психолог Наталья Колмановская, в свою очередь, пояснила, что, помимо самого получения знаний, у обучения, которое ведется в центре, есть очень важный аспект: формирование личности. «Здесь главные уроки - математика и языки. Их изучение создает внутри личности более устойчивое психологическое состояние», - говорит она.


Кроме того, детей, которые зачастую приехали из небольших городков и поселков, учат любить культуру и искусство. Их водят по музеям, а завтра, например, группа идет в театр. Ребят возили на экскурсии в Крым и Санкт-Петербург. По словам Колмановской, один из юных посетителей застыл посреди тронного зала в одном из царских дворцов со словами: «Я такой красоты никогда в жизни не видел!»

И это лучшая награда для воспитателей, которых, в общем-то, никто не заставляет ни путешествовать с детьми по России, ни учить их. Занятия в Центре проводят не профессиональные сотрудники, а волонтеры, причем совершенно бесплатно. Волонтеры, которых около шести десятков — люди интересные: этот — кандидат наук по физике, а другой — знает несколько языков... Они добровольно тратят свое свободное время и со всех концов Москвы приезжают в центр, чтобы научить детей математике, языкам, подготовить их к жизни в большом городе.



Однако сейчас этот Центр оказался под угрозой закрытия. Департамент имущества Москвы в одностороннем порядке прекратил договор аренды с «Гражданским содействием». Центр работает по адресу Долгоруковская улица, дом 33. Это помещение организация арендует с 1998 года. В апреле департамент городского имущества Москвы сообщил центру о своём решении расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке. Срок документа истекает 13 июля, и после этого в течение 14 дней помещение передадут городским властям.


Одна из создательниц Центра Ольга Розенблюм рассказала, что когда помещения у организации еще не было, волонтеры со своими подопечными размещались то в приюте, то в отведенном под снос детском саду... Но это, конечно, не удобно ни тем, ни другим. Во-первых, сейчас до Центра легко доехать по кольцевой линии московского метро. Раньше же удавалось заполучить помещения лишь на окраинах, а туда поедет не каждый. Во-вторых, дело в самом помещении: когда стены украшены рисунками, в комнатах красивая мебель, а на полу — мягкий ковер, то заниматься намного приятнее.


«Сейчас центр расширился, мы можем проводить с детьми больше времени, сделали ремонт», - рассказала Ольга. Она переживает, что ситуация рискует стать такой же, как в первое время: когда с детьми приходилось управляться с десятком волонтеров. «Мы можем работать и на горячих углях. Но мешать работе такого центра — преступление», - считает женщина.


В апреле благотворительная организация «Гражданское содействие» по результатам проверки московской прокуратуры попала в федеральный список иностранных агентов. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (2004-2014) Владимир Лукин намекнул, что именно потому организация могла лишиться поддержки. Он вступился за Центр адаптации, указав, что если и идет разделение на «социально-ориентированные» и «иные» организации, то уж более аполитичную и социальную инициативу найти трудно.

Он выразил удивление, что московские власти не поддерживают Центр, который выполняет такую важную и правильную задачу. По его словам, если с детьми будет некому заниматься, из них могут вырасти неучи, которые не найдут работу и будут даже представлять опасность для общества. Он выразил уверенность, что если федеральные власти до сих пор не высказались в поддержку Центра, значит, они просто еще не знают о возникшей проблеме. Руководство страны обязательно будет за Центр, считает Лукин. Он призвал и московские власти избрать эту сторону. «Нехорошо, если федеральные власти будут гуманистами, а московские — гуманоидами. Такого плюрализма нам не надо», - пошутил Лукин.


Он сказал, что если еще пользуется каким-то авторитетом, как экс-омбудсмен, то хотел бы использовать его, чтобы призвать нынешнего уполномоченного по правам человека в РФ Эллу Памфилову, уполномоченного по правам человека в Москве Татьяну Потяеву и детского омбудсмена Павла Астахова приложить свои силы для решения этой проблемы.


Читайте на Moscow-Live.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тегов пока нет.
bottom of page